На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Егор Горшков
    Отличная новость, надеемся это начало большого процесса.Сбер увеличил ипо...

Россия сохраняет свои нефтяные поставки в Индию и Китай

Экспорт нефти из России в Индию и Китай временно сократился из-за введенных запретов. Этим попыталась воспользоваться Саудовская Аравия, однако азиатские государства вновь закупают российскую нефть на высоком уровне. Специалисты отмечают: санкции против российского судоходства не оказывают ожидаемого эффекта – рынки нашли способы адаптации.

Саудовская Аравия едва ли захватит крупные доли на азиатских рынках: они проигрывают в вопросах цены и логистики.

Возвращение экспорта

Перед уходом, Джо Байден наложил санкции на транспортировку российской нефти через моря, чтобы разрушить существующую сеть поставок. Американские ограничения затронули всех участников рынка: от производителей до посредников. Цель прежняя — уменьшить доходы России от энергоносителей. В прошлом году они составили 11,131 трлн рублей — немного меньше предсказанных 11,309 трлн.

По данным Kpler, импорт Индии в феврале упал до 1,43 млн баррелей в день, что было минимальным значением с января 2023 года, тогда как месяцем ранее было 1,63 млн. Поставки морским путем в Китай снизились с 1,01 млн в январе до 969 тысяч в феврале — минимум с декабря 2022-го. Однако в марте, по прогнозам Kpler, Китай достигнет 973 тысяч баррелей, а Индия — 1,92 млн — максимум с июля 2024 года. Сырьевые аналитики говорят, объемы могут быть даже выше.

Пекин и Дели нашли механизм обхода санкций, утверждает Reuters. Согласно мониторинговым платформам, Россия задействовала дополнительные, неподсанкционные танкеры, и в марте может достигнуть прошлогодних объемов экспорта.

Быстрая реакция

Эксперты указывают: важно не только обходить санкции, но и находить другие маршруты поставок, не связанные с западными компаниями. Это уменьшает опасность блокировок.

"Основная причина, почему запреты не работают, - отсутствие мирового согласия: ни Дели, ни Пекин не участвуют, обеспечивая энергобезопасность", — поясняет Павел Севостьянов, доцент кафедры политического анализа РЭУ имени Г. В. Плеханова. "Россия продолжает экспортировать через танкеры, а страхуются суда в основном азиатскими и ближневосточными компаниями".

К тому же, рынок быстро подстраивается под новые условия. Влияние российского нефтяного экспорта на баланс слишком важно, чтобы его игнорировать.

Из-за этого крупные игроки вынуждены оптимизировать цепочки поставок, чтобы избежать товарного дефицита и резкого увеличения цен, добавляет Тамара Сафонова, доцент Президентской академии.

Кроме того, ограничения пока не трогают суда с нефтью дешевле 60 долларов за баррель. В последние недели снижение цены на Urals уменьшило проблемы, сообщает Reuters.

Прибыль сохраняется

Индия покупает Urals из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска. В феврале доля составила 61% (в январе 2025 года — 46%). Почти всю арктическую Arco, отправленную из Мурманска, также приобретает Дели. Малосернистая нефть ВСТО из Козьмино в основном уходит в Китай (индийская доля в феврале — три процента).

Два азиатских гиганта совокупно приобретают около 90% нефтяного экспорта России. Они получают скидки за такие объемы.

"Это основополагающий стимул: их танкерный флот должен быть активным. Индия даже перепродает нефть третьим странам, в том числе европейским, получая дополнительные выгоды", — заявляет Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Таким образом, Россия все равно получает прибыль. Для азиатских стран это возможность снизить инфляцию, уточняет Севостьянов.

Скидки невелики. По апрельским дынным трейдеров, для Индии скидки составили 2,6-2,8 доллара (в марте — 2,5-3).

Растущая конкуренция

Российские успехи в Азии беспокоят ближайшего конкурента – Саудовскую Аравию. В феврале 2024 года Эр-Рияд увеличил поставки в Индию до 800 тысяч баррелей в сутки (на треть), а в Китай — до 1,6 млн.

По информации Kpler за март 2025 года, поставки Саудов в Китай достигли 1,64 млн - максимум с августа 2023 года. В феврале было 1,21 млн, а в январе — 1,33 млн. В Индии — 532 тысячи, но цифры еще уточняются.

Высоко вероятно, что это часть долгосрочной стратегии Эр-Рияда по усилению позиций на главных азиатских рынках. Саудовская Аравия опирается на серьезные финансовые резервы и проявляет гибкость. Кроме того, Китай и Индия продолжают диверсификацию импорта, объясняет Николай Вавилов из отдела стратегического анализа компании ТР.

Тем не менее, Севостьянов подчеркивает, что ситуация упирается в две главные причины.

Прежде всего, цены. Саудовская нефть (Arab Light) исторически дороже Urals, даже с скидками. Если Эр-Рияд пойдет на значительные уступки, это негативно повлияет на их бюджет, рассчитанный на 80 долларов за баррель.

Второй аспект - логистика. Россия оптимизировала инфраструктуру для поставок в Азию. Саудовцам приходится трудно, ведь рынок Китая уже на 20% обеспечивается российским сырьем.

Таким образом, Саудовская Аравия, со своей гибкостью, попробует перетянуть часть рынка, но Россия удержит позиции.

Присмотритесь: лучшие карты с бонусами за оплату товаров в категории Дом и ремонт

Оригинал: Россия сохраняет свои нефтяные поставки в Индию и Китай

 

Ссылка на первоисточник
наверх