На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Егор Горшков
    Отличная новость, надеемся это начало большого процесса.Сбер увеличил ипо...

Путин поддержал бизнес: защита российских компаний от западных конкурентов

Генеральный директор крупной российской сети бургерных недавно предупредил Владимира Путина о рисках, с которыми может столкнуться его бизнес, если бывшая материнская компания по производству бургеров воспользуется правом на обратный выкуп.

«Если говорить прямо, в случае возврата бренда все вновь станет иностранным: и IT-системы, и все кухонное оборудование.

Вся колоссальная работа наших сотрудников и российских партнеров окажется во многом напрасной», — заявил Олег Пароев президенту России на встрече в Кремле в конце мая.

В ответ Путин заверил его и других предпринимателей, разделяющих эти опасения, что уже поручил правительству найти способ отменить нежелательный пункт об обратном выкупе. «Помните знакомую шутку: “Долги платят только трусы”? Здесь то же самое», — сказал президент. (Редакция The Financial Times привела его слова так: «Они всех поставили в трудное положение, уехали, а теперь, если захотят вернуться, мы что, должны им дорогу стелить? Конечно, нет». — прим. ред.)

Встреча в Кремле принесла много облегчения для компаний вроде «Вкусно – и точка», которые заняли ниши западных брендов после начала военной операции в 2022 году. Компанию «Вкусно – и точка» создал бывший франчайзи известной бургерной Александр Говор после выкупа имущества ушедшей зарубежной компании.

Эти новые бренды сегодня пользуются потребительским бумом в менее конкурентной среде и стараются закрепить свое место на рынке.

Незадолго до встречи российские законодатели внесли законопроект, позволяющий отечественным компаниям игнорировать соглашения об обратном выкупе с западными компаниями, заключенные вскоре после начала военной операции, если цена сделки ниже рыночной стоимости активов.

По словам осведомленных источников, этот законопроект появился в результате активного лоббирования со стороны «Вкусно – и точка», которая стала символом новой волны российского бизнеса.

Предприниматели, участвовавшие во встрече с Путиным, остаются малоизвестными широкой публике. Однако они представляют новое поколение бизнесменов, добившихся успеха на фоне заморозки деятельности старой элиты и изоляции от западных рынков из-за санкций.

«Эти военные спекулянты и лидеры импортозамещения выросли на новой волне, — отметила Александра Прокопенко* из Евразийского центра Карнеги** в Берлине. — Они заинтересованы в защите интересов и объясняют свои права собственностью страхом перед иностранными конкурентами».

Переход Путина к протекционизму стал новой тенденцией. Еще несколько месяцев назад он поручал кабинету министров разработать механизм для возвращения западных компаний, когда бывший президент США пообещал восстановить коммерческие отношения с Россией.

Однако из-за затянувшегося конфликта на Украине перспектива сближения с США отдалилась. Российские власти признали, что пока ни одна западная компания официально не пыталась вернуться. Новому поколению российских игроков выгоден текущий порядок вещей.

Бывший высокопоставленный чиновник отметил: «Многие научились на этом хорошо зарабатывать — не только в бизнесе, но и с помощью бюджетных средств. Это весомая причина поддерживать существующую ситуацию».

В торговле, сфере питания и гостеприимства уход иностранных компаний открыл новые возможности для российских игроков. «На прилавках в буквальном смысле появилось свободное место, — объяснил директор Nielsen Data Factory Константин Локтев. — В этот момент инициативу перехватили отечественные компании».

Если очереди у первой бургерной в 1990 году символизировали начало российского капитализма, то успех «Вкусно – и точка» стал символом патриотического протекционизма во времена военной экономики.

Сеть открылась в День России три года назад (по предложению Кремля, рассказал Пароев), а в меню появились позиции с новыми названиями, напоминающими прежние, например, «биг-хит» вместо «биг-мака».

Сейчас «Вкусно – и точка» обслуживает два миллиона человек в день. В 2024 году ее выручка выросла на 20 процентов до 187 миллиардов рублей (примерно 2,4 миллиарда долларов), против 75 миллиардов рублей в 2021 году — последнем году перед началом конфликта.

В целом сектор потребительских товаров в России увеличился на 16 процентов с марта 2024 года по март 2025 года, сообщил Локтев. Некоторые компании показали еще более высокий рост.

Например, производитель продуктов «Черноголовка», купивший предприятия по производству сухих завтраков и детского питания, сообщил о росте продаж на 29 процентов в первом квартале 2024 года по сравнению с прошлым годом. Компания LitEnergy, связанная с известным блогером Михаилом Литвиным, показала увеличение продаж энергетиков на 477 процентов за тот же период.

Рост новых российских компаний совпал с экономическими изменениями, вызванными конфликтом. Западные санкции ускорили снижение зависимости России от экспорта, а повышение зарплат — в основном из-за военных расходов и перевода экономики на военные рельсы — способствовало потребительскому спросу.

«Экономика стала меньше зависеть от экспорта и больше — от внутреннего спроса и частного потребления. В этом есть свои плюсы и минусы», — заметил эксперт по России Василий Астров из Венского института международных экономических исследований.

Российское правительство предоставило значительные субсидии компаниям, которые преодолевают санкции и пытаются заменить импорт из Европы и США. На встрече с Путиным такие производители, как Neurosoft и Курский электротехнический завод, сообщили о росте выручки от 70 до 300 процентов. Все отметили пользу от государственной поддержки.

«Такого оборудования раньше в России не производили, всегда покупали в Финляндии, Чехии, Германии и Польше. Сейчас оно успешно используется на металлургических предприятиях в России, Индии, Узбекистане и Казахстане», — рассказал Путину Ян Центер из компании «УЗТМ-Картекс», ведущего производителя промышленного оборудования, находящегося под санкциями США.

Раньше бизнес выбирал более надежные зарубежные направления для вложений, такие как Кипр. Сейчас все чаще предприниматели вкладывают средства в России.

Миллиардер и совладелец компании «Технониколь» Игорь Рыбаков сообщил, что до конфликта фирма собиралась вложить до миллиарда евро в Европу. Теперь зарубежные инвестиции сокращены до 300 миллионов евро, а остальные средства возвращаются на внутренний рынок и в страны, считающиеся безопасными для России.

«Раньше думали, что интеграция с Европой реальна. Сейчас таких ожиданий нет. За три года Россия полностью перестроилась», — отметил он в интервью.

В 2023 году «Технониколь» приобрела бывшее российское подразделение крупного европейского поставщика изоляционных материалов. За последние три года группа увеличила оборот и прибыль примерно на пятнадцать-двадцать процентов. «Опытные предприниматели в России действуют прагматично и ищут возможности даже в сложные времена», — добавил Рыбаков.

Другие отрасли также ждут, что Кремль предоставит больше поддержки. В прошлом месяце более 300 ИТ-компаний направили коллективное письмо властям с просьбой усилить защиту отечественных производителей на случай возвращения западных конкурентов.

Путин активно реагирует на эти просьбы. «Да, их надо “душить”, полностью согласен. Потому что они нас пытаются “душить”, надо поступать так же», — заявил он о работающих в России западных ИТ-компаниях.

* Физическое лицо, включенное в реестр иноагентов Минюста РФ.

** Организация, внесенная в реестр иноагентов Минюста РФ и признанная нежелательной.

Оригинал: Путин поддержал бизнес: защита российских компаний от западных конкурентов

 

Ссылка на первоисточник
наверх