Согласно инициативам, обсуждаемым в комитетах Госдумы (в частности, в комитете по экономической политике), для защиты отечественных автопроизводителей планируется дополнительное увеличение ввозных пошлин и утилизационного сбора на автомобили китайских марок. Как сообщают источники «Коммерсантъ» и «РБК», это реакция на продолжающийся спад продаж российских марок (Lada, Moskvich) и доминирование китайских брендов, доля которых на рынке РФ превысила 80%.
Ключевой контраргумент, озвученный Ассоциацией Российских Автодилеров (РОАД) в письме в Минпромторг (копия есть у Forbes), заключается в критическом уровне фискальной нагрузки:
«Уже сегодня 65% стоимости нового китайского автомобиля в России формируют таможенные пошлины, утильсбор, НДС, акцизы, транспортный налог и торговая наценка дилеров. Дальнейший рост нагрузки сделает новые машины недоступными для среднего класса».
Анализ последствий:
Риск роста серого импорта: По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, повышение пошлин может спровоцировать взрывной рост ввоза автомобилей через параллельный импорт без гарантий и с риском для потребителей.
Удар по покупателям: Эксперты «Автостата» подсчитали, что увеличение пошлин на 5-10% добавит 150-400 тыс. рублей к цене популярных моделей (Chery, Haval, Geely), отрезав от рынка миллионы потенциальных покупателей.
Сомнительная эффективность для автопрома: Глава Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова в комментарии «Ведомостям» отметила: «Повышение пошлин не решит структурных проблем: низкой локализации, дефицита комплектующих и технологий. Нужны инвестиции в производство, а не изоляция».
Реакция Китая: Как указывает Bloomberg, новые меры могут спровоцировать ответные шаги Пекина против российского экспорта сырья и оборудования.
Позиция автопрома: Глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев публично заявил (ТАСС), что вместо «удушения» импорта нужны:
Субсидии на покупку всех новых машин (включая российские),
Снижение ставок по автокредитам до 5-7%,
Ускорение программ локализации китайских брендов на территории РФ.
Вывод: Инициатива Госдумы рискует усугубить кризис доступности автомобилей, не решив проблему конкурентоспособности отечественных производителей. Потребитель вновь становится заложником протекционистской политики с неочевидными результатами для отрасли.
Свежие комментарии