Брюссель — Евросоюз ищет способ извлечь дополнительные миллиарды евро из замороженных российских резервов, направив их в более доходные, но и более рискованные инструменты. Идея в том, чтобы усилить финансирование Украины, не вызвав при этом обвинений в присвоении средств Москвы.
Исполнительный орган ЕС обсуждает перевод почти 200 млрд € российских государственных активов, заблокированных в Бельгии, в новый общеевропейский фонд с более агрессивной стратегией инвестирования, рассказали Politico четыре знакомых с процессом чиновника.
Представители Комиссии подчеркивают, что речь идет о вложении средств, а не о прямой конфискации.Главная цель — максимально увеличить доход и поддержать украинскую экономику, испытывающую дефицит наличности после угроз президента США Дональда Трампа прекратить дальнейшее американское финансирование. Активы были заморожены в 2022 году в ответ на российскую военную операцию на территории Украины и с тех пор в основном лежат на счетах бельгийского депозитария Euroclear.
Однако полноценного изъятия средств эта схема не предусматривает: против такого решения выступают, в частности, Германия и Италия, опасаясь юридических исков и финансовых прецедентов. Власти этих стран настаивают на сохранении самого капитала, чтобы снизить риски нарушения международного права.
Поэтому Евросоюз предлагает тратить только процентный доход, оставляя основную сумму нетронутой. Такой подход, рассчитывают в Брюсселе, позволит и дальше ссылаться на принципы международного права, не пересекая красную линию конфискации чужого суверенного имущества.
В 2024 году государства G7 уже согласовали кредитную линию на 45 млрд € под залог замороженных российских активов; доля ЕС в этой схеме составила 18 млрд €, которые должны быть перечислены Украине к концу 2025 года.
Теперь встает вопрос, где брать деньги на 2026 год и далее.Министры финансов 27 государств обсудят тему на неформальном ужине в Люксембурге в четверг. В приглашении польского председательства отмечено, что «Комиссия должна представить варианты использования российских активов и дальнейшие шаги по санкционному режиму».
Варшава предлагает увязать новый механизм с военной кредитной инициативой SAFE, чтобы часть средств шла непосредственно на закупку вооружений для Киева. Дипломаты ожидают, что встреча лишь откроет череду тяжелых переговоров: бюджеты большинства стран перегружены, а внутренние социальные обязательства подталкивают правительства к осторожности.
Обходной маневр ЕС
Как поясняют чиновники, рассматривается перевод активов из Euroclear в «специальный целевой механизм» под эгидой Союза. Это позволило бы инвестировать ресурсы в более доходные инструменты, чем счета Национального банка Бельгии, куда сейчас автоматически уходит большая часть средств под минимальный безрисковый процент.
По регламенту Euroclear обязан держать ликвидность в центральном банке, где ставка едва покрывает инфляцию. Тем не менее даже при таких условиях неожиданный доход за 2024 год составил около 4 млрд €, и он уже направлен на обслуживание долга Украины перед G7.
Сторонники новой конструкции убеждены, что, разместив средства в более «агрессивном» портфеле, можно ежегодно получать значительно крупнее суммы и тем самым поддерживать Киев на длинной дистанции, особенно если война затянется или переговоры с Москвой зайдут в тупик.
Дополнительный плюс — защита денег от политического капкана в виде вето Будапешта. Санкции ЕС нужно продлевать каждые шесть месяцев единогласным решением, и венгерский премьер Виктор Орбан не раз грозил заблокировать процедуру. Если санкции не продлить, активы пришлось бы разморозить и вернуть России. Новый «специальный механизм» усложнит такое развитие событий.
Российские активы заблокированы санкциями ЕС, продление которых требует единогласия. Поэтому комитет юристов Совета ищет способы «отвязать» вопрос управления доходами от самого режима санкций, оставив Венгрии меньше рычагов влияния.
Сложная бюджетная арифметика
Комиссия хотела бы принять решение о новом фонде квалифицированным большинством, минуя право вето, однако это тоже вызывает споры: часть экспертов предупреждает, что такое голосование может быть оспорено в Суде ЕС. Кроме того, если инвестиции окажутся убыточными, компенсировать потери, вероятнее всего, придется европейским налогоплательщикам.
Общий бюджет Евросоюза на 2021–2027 годы, превышающий 1,2 трлн €, уже испытывает давление из-за экологических и социально-инфраструктурных проектов; следующий много летний финансовый цикл стартует лишь в 2028 году. «Найти свободные деньги в текущей рамке крайне сложно», — признает один из брюссельских дипломатов.
Из 50 млрд € макрофинансовой помощи Украине, одобренной в 2023 году и рассчитанной до конца 2027-го, значительная часть уже распределена. Поэтому Брюсселю нужно либо расширять существующие программы, либо изобретать новые источники дохода — все они, так или иначе, упираются в позицию Венгрии и необходимость единогласия.
Критики замечают, что можно было бы прямо увеличить взносы стран-членов, но политически это еще сложнее: за годы инфляции и роста заимствований в национальных столицах стало меньше готовности объяснять избирателям, почему приоритеты Киева должны стоять выше собственных здравоохранения или энергетики.
Тем не менее сторонники нового фонда настаивают, что без долгосрочного финансового плана Украина рискует столкнуться с резким дефицитом уже в 2026 году, а это подорвет обороноспособность страны и ослабит позиции ЕС на переговорах с Кремлем.
Переговоры, стартующие в Люксембурге, по оценке европейских чиновников, продлятся месяцы. За это время комиссия должна представить детальный проект механизма, включая критерии отбора активов, лимиты риска и планы распределения дохода между военной помощью, восстановлением инфраструктуры и выплатой процентов по уже выданным кредитам.
Если компромисс удастся найти, первая прибыль от новой схемы может поступить Киеву в начале 2027 года. Если нет, Брюсселю придется срочно искать альтернативы: или договариваться об отдельном фонде внутри коалиции «желающих», или идти на прямое наращивание взносов в бюджет, рискуя углубить конфликт с Будапештом.
Администрация Еврокомиссии подчеркивает, что решение не будет навязано силой: «Мы ищем юридически корректный и экономически рациональный путь, позволяющий поддержать Украину, не нарушая международного права и не подрывая доверие к евровалюте», — резюмировал источник в исполнительном органе.
Итоги грядущего ужина покажут, готов ли Союз к столь «креативному» использованию заблокированных российских средств и сможет ли он тем самым закрыть финансовую дыру, которая маячит на горизонте европейского бюджета уже в 2026 году.
Оригинал: ЕС планирует использовать замороженные российские активы для помощи Украине
Свежие комментарии