Регулирование торговли обладает пробелами, которые позволяют маркетплейсам приобретать значительные конкурентные преимущества в сравнении с традиционными игроками. Это, в свою очередь, ведет к формированию серьезных дисбалансов на потребительском рынке, как утверждается в исследовании, подготовленном Центром развития потребительского рынка экономического факультета МГУ.
Результаты данной работы были продемонстрированы на заседании в пресс-центре МИА "Россия сегодня" в рамках круглого стола, посвященного разработке проекта федерального закона "О платформенной экономике". Мероприятие также включало обсуждение дополнительных мер, направленных на учет специфических особенностей цифровых платформ.Основная роль маркетплейсов на рынке онлайн-торговли является несомненной, как и их влияние на других участников рынка, заявил, открывая мероприятие, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. "Тем не менее маркетплейсы представляют собой одну из форм торговли: они функционируют на том же рынке и с теми же товарами, потребителями и поставщиками, однако делают это по своим правилам. Это создает серьёзные дисбалансы. Необходимо упорядочить их деятельность, учитывая интересы всех игроков и субъектов рынка торговли", - подчеркнул эксперт.
Запрос на регуляцию Заместитель руководителя Центра развития потребительского рынка МГУ, Лейла Шамузова, обратила внимание на основные проблемы, которые проявились по мере бурного развития маркетплейсов. Она отметила влияние быстрой территориальной экспансии цифровых платформ и стремительного роста их рыночной доли на розничную торговлю.
Всё это изменило систему взаимоотношений между потребителями, бизнесом и государственными структурами. Сегодня рынок выражает явный запрос на совершенствование регулирования маркетплейсов", - добавила она. Вместе с тем, по её словам, есть и позитивные аспекты развития онлайн-торговли: доступность широчайшего выбора товаров для потребителей, появление дополнительных каналов сбыта для малого бизнеса и внедрение передовых логистических решений. Однако присутствуют и негативные факторы, например, слабый контроль за качеством товаров, создание неравных конкурентных условий из-за "законодательных разрывов". "Онлайн- и офлайн-торговля – это разные сегменты одного рынка, характерны схожие правовые отношения, но различные регуляторные режимы, что сказывается на условиях конкуренции и экономических эффектах", - объяснила Шамузова.По мнению Шамузовой, одним из ключевых конкурентных преимуществ маркетплейсов является "асимметрия информации". Такой уровень влияния и контроля за поставщиками со стороны платформ выше, чем у традиционного ритейла, так как они имеют доступ к обширным данным о поведении потребителей, что позволяет эффективно адаптироваться под предпочтения покупателей. Дополнительно маркетплейсы могут изменять экономические условия таким образом, чтобы обеспечить успешную продажу конкретных товаров от определенных поставщиков. Проблемы связаны также с ценовой политикой, когда маркетплейсы прибегают к демпингу, компенсируя продавцам недополученные доходы из своего бюджета, что позволяет переманивать покупателей от традиционных офлайн-форматов и небольших нишевых маркетплейсов.
"Феномен низких цен на продукты на маркетплейсах представляет собой не совсем легитимный инструмент конкурентной борьбы, который перераспределяет рыночную власть между онлайн- и офлайн-сегментами. При этом маркетплейсы не несут ответственности за проверку поставщика", - продолжила экономист. Она также отметила, что поощряя продавцов снижать цены ниже экономически обоснованного уровня, маркетплейсы становятся источником распространения менее качественной и даже контрафактной продукции. Доля такой продукции на рынке сегодня составляет от 30% до 40%. В условиях слабого контроля со стороны государства и маркетплейсов такая продукция представляет серьёзные риски для здоровья и благополучия потребителей.
Цифровые платформы оказываются в выигрышном положении и с точки зрения налогообложения. Они активно привлекают индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которые используют упрощенные налоговые режимы. Основной статьей доходов маркетплейсов оказываются штрафы и пеня, которые платформы назначают для своих партнеров-селлеров: эти доходы обычно не облагаются налогом. К снижению налогооблагаемой базы приводит и серый импорт, а также продажа контрафактной продукции", - добавила Шамузова.
Другой аспект проблема демпинга выявил президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук. "Маркетплейсы могут устанавливать и удерживать низкую цену на товар за свой счёт или счёт продавца. Хотя кажется, что это выгодно для потребителей, такие практики имеют чрезвычайно негативные последствия для всего рынка", - считает он. Подобные действия платформ приводят к тому, что производители и поставщики теряют альтернативные каналы сбыта продукции. Потребители переходят на платформы, вынуждая другие точки продаж уходить с рынка, не выдерживая конкуренции. "Когда рынок полностью монополизируется, маркетплейс начнет поднимать цены до стандартных рыночных уровней, а возможно, и выше. Это краткосрочное снижение цен может обернуться будущей монополизацией и ростом цен. Кроме того, принуждая традиционные магазины снижать цены на определённые категории товаров, маркетплейсы вынуждают их компенсировать убытки на других товарных позициях, что бьет по интересам менее защищенных слоёв населения", - разъяснил Онищук.
Законодательное регулирование является жизненно важным в такой ситуации. В частности, отраслевые объединения предлагают законодательно установить предельный максимум доли доходов маркетплейсов, которая может направляться на программы по снижению цен. "Законодательство должно устранить риски для трёх ключевых субъектов, связанных с маркетплейсами: потребителей, партнеров-селлеров и государства. Для этого необходимо внедрение лучших практик регуляции. Платформа для потребителя должна стать зоной безопасности, давать преимущества добросовестным поставщикам, а государству - обеспечить эффективные налоговые и контрольные механизмы", - заключил Онищук.
Первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева выразила мнение, что сфера платформенной торговли требует устранения юридических пробелов, которые используются недобросовестно. В особенности, маркетплейсы злоупотребляют своим доминирующим положением и рыночной силой в отношениях с партнерами-селлерами. "Маркетплейсы диктуют условия своим партнерам, требуя скидок и быстро меняют условия сотрудничества в одностороннем порядке, что затягивает сроки выплат. Потребители оказываются в ещё более незащищённом положении. В будущем маркетплейс, возможно, будет нести прямую ответственность перед покупателями, но при этом взыщет убытки с продавца, к которому пришла претензия", - заявила она.
"При увеличении ответственности платформ их способность манипулировать ценами уменьшится. Таким образом, необходимо внедрить четкое правовое регулирование, которое уравновесит интересы всех участников рынка, снимет дисбалансы и при этом не станет тормозом для роста интернет-торговли. Правила должны быть чётко определены и строго выполняться", - завершила Авдеева.
Присмотритесь: лучшие золотые дебетовые карты MasterCard с процентом на остаток в Барнауле
Оригинал: Маркетплейсы требуют регулирования для справедливой конкуренции в торговле
Свежие комментарии